Подготовила: Широкова Т.В.
«Наземная подготовка прыгунов в воду»
Основу спортивной тренировки прыгунов в воду составляют физическая и техническая подготовка. Широкий диапазон средств физической подготовки, используемый в учебно-тренировочных занятиях с прыгунами, обеспечивает их разностороннее физическое развитие. На начальном этапе объем общей физической подготовки достигает 60%. По мере накопления двигательного опыта объем общефизической подготовки сокращается, а технической увеличивается.
Как указывается в руководствах для тренеров, основными средствами наземной подготовки являются: строевые гимнастические, общеразвивающие и имитационные упражнения; акробатика, батут, хореография, упражнения на «сухом» трамплине.
Строевые и общеразвивающие упражнения направлены на воспитание правильной осанки; развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения; воспитание чувства ритма и темпа, силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости.
Строевые упражнения (построения и перестроения подразделения, выполнение поворотов, движения шагом и бегом, выход военнослужащих из строя на исходное положение для выполнения прыжка или упражнения) способствуют повышению организованности и дисциплины на занятиях, формированию выправки, осанки, непринужденности и красоты движений.
Общеразвивающие упражнения используются на всех этапах подготовки прыгунов в воду. Группируя их по педагогическому принципу, можно составить специальные комплексы не только для развития физических качеств, но и для совершенствования умений и навыков, связанных с изучением конкретного прыжка в воду.
Имитационные упражнения применяются с целью формирования у занимающихся представлений о технике учебных прыжков, их структуре, последовательности и ритме выполнения движений.
Имитационные упражнения широко используются при изучении входа в воду ногами и головой, для освоения основных положений тела в полете, соскоков, спадов и спортивных прыжков различных классов.
Однако в имитационных упражнениях отсутствует необходимая скорость выполнения движений, поэтому их нужно сочетать с выполнением прыжков в воду и упражнениями на батуте или «сухом» трамплине.
Акробатические упражнения. Наземная акробатическая подготовка является одной из главных составляющих современной системы подготовки прыгунов в воду и приобретает характер отдельного направления специальной (вспомогательной) технической, а также физической подготовки. Применяются для создания двигательной базы прыгунов в воду. Структура и динамика выполнения акробатических упражнений имеют много общего с техникой прыжков в воду. Акробатические упражнения развивают такие важные для прыгунов в воду качества, как прыгучесть, сила, быстрота, вестибулярная устойчивость к вращательным нагрузкам и др.
Для акробатических упражнений характерна работа без опоры или с малой опорой, с наличием свободного полета тела. Частые изменения положения тела в пространстве являются тренирующим фактором для вестибулярного анализатора, что способствует повышению эмоциональной устойчивости и улучшению пространственной ориентировки.
В практике подготовки прыгунов в воду используются упражнения преимущественно динамического характера: кувырки вперед из упора присев, кувырки вперед прыжком, кувырки назад, кувырки назад прогнувшись через плечо, кувырки назад в стойку на руках, подъем разгибом с лопаток, перевороты боком, перевороты вперед и назад, сальто вперед с разбегу, сальто назад и другие упражнения.
Из упражнений преимущественно статического характера применяются следующие: стойки на голове и руках, поддержки, равновесия и упоры.
Упражнения на гимнастических снарядах способствуют совершенствованию силы, быстроты, гибкости, координации и равновесия.
Для развития силы и силовой выносливости на перекладине рекомендуются следующие упражнения: подтягивание, поднимание прямых ног, подъем переворотом, подъем силой, размахивание, вис сзади, подъем завесом, обороты завесом и верхом и другие упражнения.
На брусьях выполняется большое количество разнообразных по характеру общих и специальных упражнений от самых простых и доступных до исключительно сложных по координации: подъемы, спады, обороты, кувырки, повороты, размахивания, перемахи ногами, стойки, сальто и соскоки. Эти упражнения способствуют воспитанию силы, особенно плечевого пояса и рук. В процессе их выполнения прыгуны приобретают способность тонко координировать усилия и точно ориентироваться в пространстве.
При выполнении упражнений на кольцах развивается сила, ловкость, смелость, ориентировка, решительность и другие качества. Для воспитания этих качеств используются упражнения в висе и размахивании, выкруты вперед и назад, подъем силой, упражнения в упоре.
В подготовке прыгунов большое место отводится прыжковым упражнениям в высоту и длину с места и с разбегу, прыжкам в глубину с поворотами и с различными движениями руками и ногами, гимнастическим прыжкам через козла и коня в ширину и длину, прыжкам с использованием трамплина и подкидного мостика, комбинированным прыжкам (опорным и безопорным). Широкие возможности открываются также при выполнении прыжковых и специальных упражнений на наборах прямоугольных и наклонных тумб разной высоты и длины, на приспособлениях из старых покрышек и автокамер, со скакалками и другим инвентарем.
Перечисленные упражнения и прыжки хорошо развивают ловкость и координацию движений, прыгучесть и пространственную ориентировку, смелость и решительность.
Хорошим снарядом для развития силы и гибкости является гимнастическая стенка. Из положения виса на стенке выполняются поднимание и опускание ног, маховые движения ногами в обе стороны с большой амплитудой. В положении стоя на полу и на жерди гимнастической стенки выполняются упражнения на растягивание мышц и связок для увеличения подвижности плечевых, коленных, голеностопных и тазобедренных суставов, а также позвоночника, особенно на сгибание его вперед.
Упражнения в равновесии занимают особое место в подготовке прыгунов в воду. Обычно применяются упражнения на ограниченной опоре: ходьба обычным шагом, с поворотами на 90 и 180°; ходьба боком, спиной, с прыжками на одной и двух ногах; ходьба с движением рук вперед, вверх, в стороны и вниз; ходьба с подниманием ног, колен, наклонами и вращениями туловища; ходьба с переноской различными способами мяча; бег с различными положениями рук; кувырки, повороты, равновесия на одной ноге и др.
Упражнения на «сухом» трамплине в значительной степени облегчают процесс освоения техники спортивных прыжков в воду. С них начинается обучение технике учебных и спортивных прыжков. На начальном этапе основной задачей является освоение упражнений для овладения ритмом трамплина и согласования движений руками и ногами при отталкивании от упругой опоры, а затем выполнение учебных и спортивных прыжков в полной координации. На этом этапе подготовки спортсменов применяется широкий круг упражнений: ходьба по трамплину, наскоки на его переднюю часть, раскачивания и подскоки, разбег, наскок и толчок, соскоки ногами вниз, исходное положение и прыжки с места из передней и задней стоек вниз ногами прогнувшись, согнувшись и в группировке, прыжки с разбегу вниз ногами прогнувшись, согнувшись, в группировке, с полувинтами и винтами, прыжки из передней и задней стоек с вращением вперед и назад вокруг поперечной оси и многие другие. При начальном обучении следует ограничивать количество повторений одного и того же упражнения, используя на занятии как можно больше разнообразных упражнений.
Упражнения на «сухом» трамплине позволяют в условиях зала разучить прыжок почти целиком, за исключением входа в воду.
Упражнения на батуте являются наиболее эффективным средством для воспитания ориентировки в полете и вестибулярной устойчивости. Кроме того, батут позволяет осваивать согласование движений руками и ногами при отталкивании, совершенствовать движения в фазе полета, а также технику учебных и спортивных прыжков в воду. В процессе тренировочных занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества, формируются правила эстетического поведения, понятия о чистоте линий и красоте тела.
В основе прыжков на этом снаряде лежит использование возвратного действия амортизаторов. Для успешного овладения техникой специальных упражнений на батуте необходимо сначала освоить исходное положение и технику основного прыжка.
Изучение основного прыжка начинается с обыкновенной ходьбы и ходьбы по сетке, передвижений по ней небольшими прыжками с одной ноги на другую, покачивания в исходном положении без отрыва ног от сетки.
В последующем изучаются прыжки с разведением ног, в группировке, с поворотом на 180, 360° и более, прыжки с падением на колени, в сед, на спину, на живот, сальто вперед и назад, сальто с полувинтами и винтами. После овладения основами техники прыжков на батуте изучаются прыжки в связке. Обычно в программу подготовки прыгунов включаются спортивные комбинации на батуте.
Хореографические упражнения на начальном этапе обучения способствуют формированию правильной осанки, красоты и пластики движений, развивают способности к управлению движениями. Особенно важна выработка у занимающихся правильного напряжения мышц при выполнении различных движений. Занятия хореографией с первого года обучения позволяют вырабатывать у спортсменов навык сознательной работы, чувство мышечного самоконтроля во время исполнения движений. Больше всего внимания на занятиях по хореографии на отделении прыжков в воду уделяется как маленьким, так и большим прыжкам. Особое значение имеют большие полётные прыжки. На каждом занятии необходимо тщательно прорабатывать все виды прыжков – маленькие, средние и большие. На каждом занятии время на выполнение больших, средних и малых прыжков должно быть отведено не менее 20 минут. Хореограф должен разъяснить спортсменам, в чем разница между маленькими, средними и большими прыжками, а также дать почувствовать особенности партерных, стелющихся прыжков и воздушных, устремлённых в высь.
В ведущих прыжковых школах страны наблюдается повышенный интерес к наземной подготовке. Объясняется это большими возможностями «сухих» снарядов, тренажеров, вспомогательных устройств и приспособлений. Опыт применения специальных снарядов и тренажеров на суше свидетельствует о высокой эффективности выполняемых на них упражнений для решения задач общей и специальной физической подготовки прыгунов в воду.
Список использованной литературы:
- Андреева Н.А. Прыжки воду. Учебное пособие для студентов спортивных факультетов / Н.А. Андреева, С.П. Ефимова, Л.И. Ефимов, К.Ю. Данилов, Б.П. Клинченко, В.А. Северин, Л.Н. Тишина. – М.: Физкультура и спорт. – 1985. – 127 с.
- Булгакова Н.Ж. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
- Буров Г.А. Прыжки в воду. Учебное пособие для тренеров и спортсменов старших разрядов / Г.А. Буров, А.И. Яроцкий. – М.: Физкультура и спорт. – 1993. – 94 с.
- Гороховский Л.З. Подготовка прыгуна в воду / Л.З. Гороховский. – М.: Просвещение. – 1990. – 197 с.
- Мазуров Г.Г. Прыжки в воду. Учебное пособие для секций коллективов физкультуры / Г.Г. Мазуров, Л.З. Гороховский. – М.: Физкультура и спорт. – 2001. – 215 с.
- Распопова Е.А. Прыжки в воду. Учебник для вузов физической культуры / Распопова Е.А. – М., 2009. – 302 с.
- Шипилина И.С. Хореография в спорте: учебник для студентов / И.С. Шипилина. – М.: Неоглори., 2009. – 432 с.